|
|
|
Поиск фонограмм Новости Каталог |
Запись вокала в Adobe Audition ЗАПИСЬ 1.1. Оборудование. Компьютер. Теоретически любой, однако, для быстрой работы программы достаточно любого 2-хядерного процессора. Я записывал даже на Pentium 3. Но звук при записи отставал так, что его нельзя было прослушивать в режиме реального времени. Пел, убирая звук и не слыша себя – для качества это просто неприемлемо. Но технически выполнить запись возможно! Микрофон. Теоретически любой, способный воспроизводить голос, однако тем, кому нужно высокое качество, рекомендуется приобрести джентльменский набор: любой (даже дешевый китайский) студийный микрофон + внешняя звуковая карта с наличием автономного питания (для студийного микрофона) + поп-фильтр для микрофона. Поясню. Студийный микрофон. Характеристики любого микрофона, и даже хорошего концертного, но динамического микрофона не позволяют в полной мере передать ваш голос, все его оттенки. Эти микрофоны рассчитаны на то, что у вас есть хорошая усилительная и корректирующая аппаратура (микшеры, эквалайзеры и всякие «улучшайзеры»), способная вживую скорректировать то, что не дают они сами. Любой, даже дешевый, но студийный микрофон имеет гораздо более широкий диапазон частот. Поэтому этот набор необходим тому, кто надеется получить максимально качественный результат от записи. Внешняя звуковая карта в диапазоне цен 4000р. – 5000р. Имеет огромные преимущества по сравнению с любой (даже игровой, но не профессиональной) звуковой картой компьютера. Это, прежде всего: - почти не «шумящие» внутренние усилители (шум в десятки раз ниже); Помимо перечисленных свойств подобные карты имеют: гитарные (линейные) входы; прямой выход на наушники; регуляторы громкости входов и выхода на наушники. Подключение таких карт по USB-порту к любому компьютеру (ноутбуку). В качестве примера, можно привести “M-Audio Fast Track”. Поп-фильтр. Обязателен, если вы купили студийный микрофон. Причины тут две. Первое: студийные микрофоны чрезвычайно чувствительны. Поэтому - шипящие, свистящие звуки, а также «атакующие» «п», «б», «т», «д» при записи будут просто зашкаливать. И второе, пением без фильтра можно просто повредить микрофон – его мембраны достаточно уязвимы, особенно для сильного голоса. Цена подобного «дешевого» набора сегодня в Москве будет составлять от 6 до 10 тыс. руб. (200 – 330 USD) Верхней границы у цены просто нет, т.к. цена только на профессиональный студийный микрофон зачастую превышает приведенную мною цену всего набора. 1.2. Запись.
Вариант 1. Обычные и компьютер и микрофон. В этом случае, сначала необходимо найти в компьютере регулятор громкости микрофона (обычно: Пуск – Панель управления - Ваша звуковая карта.) Там включить сам микрофон (если выключен). Далее включаем Adobe Audition 3.0. в режим «Мультитрек» (Multitrack). Для записи необходимо проверить настройки программы и звуковой карты. Для этого нажимаем верхнюю кнопку в поле 2-го трека (первый оставим пока, там будет минус) и в выпавшем меню выбираем «Настройка аппаратных средств звука» (Audio Hardware Setup). В открывшемся окне в поле «Драйвер» (Audio Driver) на вкладках «Режим монтаж» (Edit View) и «Режим мультитрек» (Multitrack view) выбираем свою звуковую карту и нажимаем «Применить» (Apply). Далее снова нажимаем верхнюю кнопку в поле «Трек» (Track) и выбираем свою карту на строке «Моно» Теперь включаем запись на треке 2 кнопкой «З» (R) - она перекрашивается в красный цвет и тут же нам предлагают сохранить новую сессию, сохраняем новый проект. Далее включаем запись соответствующей кнопкой в поле «Перемещение» (Transport) - должна начаться запись с микрофона. Поем в полный голос и следим за амплитудой. Самое важное: В этом и заключается настройка уровня. Если уровень слабый, он сравним с шумами усилителей вашей карты, т.е. при дальнейшей обработке качества просто не будет – при усилении слабо записанного голоса шумы так же усилятся. Если же амплитуда зашкаливает, ничего кроме хрипов вашего голоса вы так же не получите! Небольшие вылеты амплитуды (несколько раз за всю запись) в принципе допустимы. Но все же вы в самом начале вашей записи – если сделаете И еще. Если не удается настроить звук (идет постоянное зашкаливание или наоборот – уровень очень низкий), придется самому разобраться в настройках вашей звуковой карты. Бывает, что в звуковых картах используется дополнительное усиление (Boost). Его надо найти и отключить (или наоборот - включить). Поищите на панели управления «звуки и аудио устройства». Ищите «Настройка» там, где микрофон и запись. Вариант 2. У вас студийный микрофон и звуковая карта с регуляторами. Настройка аппаратных средств аналогично варианту 1, только устанавливаете драйверы вашей внешней, а не внутренней карты. А регулировка амплитуды производится регулятором на самой карте – оперативно и удобно. Проверку настройки микрофона желательно производить перед каждой новой записью, чтобы не потерять зря время и вариант записи.
Запись голоса проекта Сначала на первый трек вводим минус. Лучше всего начальную линию (желтая вертикальная, проходит вертикально через все треки) сразу установить на 2 секунды от начала (это пригодится при дальнейшей обработке) – см. Рис.6. А затем правой кнопкой мыши щелкаем на треке 1 и выбираем «Вставить» (Insert) «Аудио» (Audio), находим нужный нам файл минуса и вставляем его. Снова выставляем начальную линию на «ноль» и записываем голос на трек 2. При этом лучше петь в наушниках. Причем звук минуса лучше убирать на столько, чтобы вы его только слышали для комфортного пения, т.к. чувствительные микрофоны (особенно студийные) улавливают звук минуса даже из наушников. ОБРАБОТКА 2.1. Коротко о редакторе в режиме «Правка» Далее мы будем работать с записанным файлом в режиме «Правка» (Edit). Переход к «Правке» трека можно осуществить двойным нажатием на сам трек. Но лучше это делать таким же нажатием на название нужного трека в окне «Файлы» (Files). Дело в том, что неловким щелчком на самом треке можно его сдвинуть по линии времени (и не заметить этого). Синхронизация с минусом может быть потеряна (наше ухо слышит разницу во времени равной всего 25 милисекундам!), и придется потом двигать файл на неизвестное нам время. Особенно это касается файлов голоса, записанных не сначала записи (например, бэки). Основные функции, как в любом редакторе: выделение, копирование, удаление, перемещение и т.п. Но есть - «+» и «-» - ступенчато; - «Увеличить выделенное» (Zoom To Selection) - на размер экрана; - «Уменьшить на всю по обеим осям» (Zoom Out Full Both Axes) - весь трек снова на экране.
2.2. Чистка шума Все звуковые карты имеют внутренний шум, который при записи оказывается на вашем записанном голосе. Если карта обычная, шумы очень значительные. В Adobe Audition 3.0 имеется специальная функция чистки шумов. Для начала переведите трек с голосом в режим «Правка». Увеличьте масштаб выделением начала записи и Программа произведет анализ шума вашей карты. К сожалению, в каждой новой сессии этот процесс приходится делать снова (программа не сохраняет
Таким образом, удаляем все не нужные нам посторонние звуки и получаем результат. Сравните с предыдущим рисунком – у нас только голос, без шумов. 2.3. Стерео Запись нашего голоса монофоническая. Для дальнейшей По умолчанию стоят нормальные настройки (при желании можно поменять в сторону качества или наоборот). Имейте в виду, что увеличение битности, приводит к увеличению размера файла и времени на его Пока это еще не совсем стерео – псевдо стерео, т.к. сейчас оба канала абсолютно одинаковы, но они изменятся в ходе дальнейшей обработки. После перевода трека голоса в стерео рекомендую: - сохранить трек и сессию;- закрыть программу; - скопировать файл сессии и всю папку «…записано» куда-нибудь в другое место. Для чего это нужно. Дальнейшая обработка звука не является окончательной и единственно возможной и верной, т.к. далее будет описана обработка только при помощи собственных средств программы Adobe Audition 3.0. Альтернативой этому служат множество плагинов, которые встраиваются в программу и обрабатывают звук по-другому (хотя принципы те же). Поэтому, потренировавшись только на средствах программы, вы получите практический навык и понимание всего процесса. Встраивание плагинов и управление ими – тут слишком много вариантов для
![]() Уже сейчас мы можем прослушать полученный результат в режиме «Мультитрек» (Multitrack), но пока это не интересно: чистый голос, эффектов нет, да и звук голоса не ах! Особенно при записи с обычного микрофона – глуховато звучит… Далее займемся Одно важное замечание. Неофициальные версии программы имеют одну неприятную особенность. Если вы при применении плагина (эффекта) захотите предварительно услышать результат, никогда не используйте соответствующую кнопку «Предпросмотр» на панели эффекта! Скорее всего, программа зависнет, и вы потеряете несохраненную работу. Поначалу я считал,
3.1. Компрессия
Коротко опишу 2 основных варианта: Динамическая обработка. Расположена в меню Многополосное сжатие (Multiband Compressor). Второй вариант компрессора, который работает, изменяя ваш голос по более сложному алгоритму – с применением одновременно 4-х компрессоров, настроенных на разные частотные характеристики. Снова переключаемся в режим «Правка» (Edit) голосового трека и отменяем пока результат динамической обработки (в меню «Правка»). Находится этот компрессор в поле «Эффектов» - «Амплитуда и сжатие» - «Многополосное сжатие» (Effects – Amplitude and Compression – Multiband Compressor). Здесь также имеются Видно, что рисунок несколько другой – «пожирнее», да и амплитуду пришлось прибавить всего на 1,8 Дб. Т.е. видно, что разные компрессоры и работают по-разному. Пресетов в обоих вариантах много, так же как и микрофонов, и звуковых карт. Снова перейдите в «Мультитрек» и прослушайте результат. Если вы выберете какой то другой пресет, и результат вас устроит больше – значит вы нашли свою настройку под ваш Устройств – компрессоров придумано множество. Это и ограничители уровней – лимиттеры, и подавители слабых звуков, и т.д. В литературе и в Интернете много материала по этому вопросу. Подробно опишу еще один важный и нужный компрессор. Русский язык, к сожалению, богат свистящими и шипящими звуками. Обычная компрессия (и многополосная без специальных настроек) даже усиливает их иногда. Поэтому существуют специальные компрессоры, настроенные на ослабление этих неприятных на слух звуков. Они носят название DeEsser. Программа имеет целых три таких компрессора. Они настроены на разный уровень подавления этих звуков (в порядке уровня ослабления: «Light», «Medium», «Hard»). Это очень удобно – слишком много вариантов «микрофон + звуковая карта» у любителей звукозаписи! Поэтому пробуйте все варианты и выбирайте на свой слух и вкус. Находятся они в меню «Эффекты» (Effects) - «Dynamics Processing» - «Amplitude and Compressions» в списке пресетов.
3.2. Эквалайзер После компрессии (если это нужно) можно немного подкорректировать тембр голоса. Особенно это может быть актуально при записи с простых микрофонов. Я сам в режиме «Правка» использую «Graphic Equalizer» он находится в разделе «Filter and EQ». Этот эквалайзер имеет три основных вида в 10, 20 и 30 полос соответственно (переключение кнопками). А так же содержит пресеты (готовые настройки). Скорее всего, пресеты подойдут только хорошим студийным микрофонам. Работу простых микрофонов, которые при записи обрезали частоты вашего голоса, думаю, уже особо не поправить. Но, кто желает, может попробовать подвигать рычажки! Только не увлекайтесь особо! 3.3. Эффекты Эффекты – всевозможные устройства, позволяющие придать вашему голсу различные краски: объем, различные виды помещений (холл, концертный зал и т.д.), эхо всевозможных видов. Эффектов программа имеет большое количество, однако практика показывает, что существует два основных способа их применения:
Как определить способ, который вам подойдет? Для этого надо посмотреть, как выглядит вкладка с тем эффектом, который вы Так вот основная рекомендация: Если такие регуляторы (их варианты) есть на интерфейсе данного эффекта, то выбирается способ №2. В противном случае можно попробовать применить эффект без создания дополнительных треков. Однако, всегда держите в голове именно способ №2. Если не удается хорошо выделить голос над минусом, если голос звучит глухо, сливается с музыкой, либо выберите другой эффект, либо попробуйте второй способ.
на способе №2. Для начала необходимо создать еще один трек с вашим голосом, на котором и будут затем применяться эффекты. Т.е. при сведении буде звучать два трека: основной «чистый» и вспомогательный «с эффектом». Самый простой способ для этого: вставьте на трек 3 копию вашего голоса из трека 2. Для этого в режиме «Мультитрек» (Multitrack):
![]() Внешний вид должен быть таким, как показано на рисунке. В треке 3 появился трек с голосом под именем «трек 2_002 (2)» Необходимо сохранить этот новый трек. Для этого дважды щелкаем на его названии в списке файлов и переходим в режим его правки Далее в меню «Файл» (File) выбираем «Сохранить как» (Save As) и сохраняем его под именем «трек 3_001». Программа сохраняет новый трек в папку «…записано». Переходим в «Мультитрек» (Multitrack) и видим картинку, представленную на рисунке.
3.4. Сведение
![]() - если результат устраивает, выберите в меню «Файл» - «Экспорт» - «Аудио-микшер» (File – Export – Audio Mix Down); - в выпавшем меню выберите «Сохранить» (Save); - по умолчанию программа сохранит файл в формате .wav. Поэтому перед сохранением выберем формат .мр3; - перед тем, как сохранить, нажмите кнопку «Опции» и установите битрейт не ниже, того, который показан на рисунке (качественные записи не бывают с низким битрейтом); - Жмем «ОК» - «Сохранить» и получаем результат, показанный на рисунке. ![]() 3.5. Мастеринг (Mastering) Мастеринг – финальная обработка вашей записи для доведения ее до почти профессионального звучания. По сути своей это снова компрессия, работающая по своему алгоритму. Она способна выделять или ослаблять звуки определенной частоты и выстраивать общую громкость всей записи по принципу максимально возможной громкости. Т.к. при сведении программа У этого плагина тоже есть пресеты. Названия некоторых говорят за себя: «Club Master» или «Warm Concert Hall». Их не много, попробовать можно все - снова, не сохраняя, а отменяя результат «Мастеринга», если не понравилось. Однако обратите внимание, на всем протяжении записи уровни не зашкаливают, громкость при этом значительно возросла. Это результат работы компрессии. Сравните рисунки (до) и (после).
Все, что делается впервые – всегда кажется сложным. Проделав этот процесс несколько раз, вы поймете, что сложного ничего нет. А вот качество зависит от вас и вашего желания и настойчивости. Помните, что дорога к самосовершенствованию необходима, но бесконечна. |